21:22 

О высшем разуме и святом интерфейсе

Murisya
Наткнулась сегодня на потрясающий блог http://skitalets.livejournal.com/, оттуда, собственно, и взяла этот пост:

Начнем с того, что в любом споре надо первым делом определиться с понятиями. И тут хотелось бы выделить три компонента, которые никак нельзя путать между собой.

1. Вера как внутреннее состояние самого человека.
2. Религия (или культ) как совокупность внешне регламентированных установок, действий, обрядов и правил.
3. Церковь как государственный институт.

Вера – это понятие индивидуальное, или даже интимное. Вряд ли можно жить без веры во что-то: в в то, что Иисус ходил по воде, в светлое будущее, в знаки зодиака, в себя, бабло или Путина. И для меня не важно, во что человек верит - главное, что он соблюдает моральные принципы (или, что называется, «не грешит»). Компонент Веры и заповеди во всех религиях примерно идентичны, и именно по этому люди с опытом веры зачастую так легко принимают новые правила. Язычники быстро стали ходить в церкви, построенные на местах капищ, а "истинно верующие" русские люди после революции стали ломать церкви и поверили в светлое будущее. А потом закопали свои партбилеты и вновь стали исступленно креститься. Лишь бы новая религия несла в себе определенные цивилизационные или экономические преимущества, соответствующие конкретному историческому моменту.

Религия – это «фасад», за который спрятана Вера. То есть некий заборчик, в рамки которого загоняется паства для более качественного ее окормления. Вещь, скорее, техническая - своеобразный "интерфейс", с помощью которого проходит коммуникация с силами высшего порядка. Или понимание этого интерфейса, которое выработалось в данный исторический момент и дающее обществу объединяющую идеологию и культуру. Понятно, что Христианство было привнесено извне и насаженно "огнем и мечом", однако, за десять веков оно пустило такие глубокие корни, что приобрело национальную аутентичность и является очень серьезной компонентой русского самосознания. В конце концов, почти все русское искусство 10-17 веков так или иначе имело религиозный оттенок.

Церковь - пожалуй самый неоднозначный компонент разговора. С одной стороны, это чисто политическая и коммерческая организация, беспошлинно импортирующая сигареты и алкоголь, в которой попы ездят на Porsche Cayenne и пилят бюджеты, а патриарх носит часы из белого золота. Однако, меня более волнует то, что у Церкви нет никакой публичной позиции по ключевым моральным вопросам. Она никак не реагирует на то, что происходит в стране. Не осуждает войны, скверну и аморальное поведение сильных мира сего. Почти никакой благотворительной работы. Никакой помощи обществу. Только странные высказывания о греховности и покаянии всех и вся, приуроченные к определенным датам. Соответственно, почти никакого морального авторитета. Банальный политический инструмент.

Вера не терпит никакого логического анализа. «Верую, ибо абсурдно» - говорил Тертуллиан, и был совершенно прав. Если подойти к разбору любой религиозной системы с позиции здравого смысла, то от нее не останется камня на камне. Слишком много глупостей, несостыковок и противоречий. Но опасность состоит в том, что если попробовать разорвать шаблоны в головах тех, кто прикладывается к мощам, то степень их испуга будет такова, что они готовы будут проклясть вас и всех ваших потомков. Люди просто боятся, что вся основа их мироздания будет разрушена, поэтому в большинстве случаев лучше им не мешать. Я придерживаюсь такого правила - если религиозность помогает человеку быть лучше, чем он был бы без веры, то я за обеими руками. При этом я категорически убежден в том, что моральные принципы должны быть выше любых "национальных интересов" и религиозных пристрастий.

Читатели моего журнала знают, что я часто езжу по всяким религиозным местам, и не только в России. Но не как паломник, а, скорее, как исследователь. Потому что церкви – это красиво, а фрески – это воздушно. Наконец, это почти единственное, что осталось от дореволюционной архитектуры в стране, где всегда преобладало деревянное зодчество. И коммунисты, которые взрывают церковь, вызывают у меня такое же отвращение, как и проповедники, которые говорят мне, что я попаду в АдЪ за то, что я не придерживаюсь воздержания в пост и имею в голове грешные с их точки зрения мысли.

При этом я все же склоняюсь к тому, что Бог есть. И ему глубоко все равно, что с нами тут происходит. Как глубоко наплевать матери-природе на беззащитную антилопу, поедаемую гепардом. Вопрос лишь в том, как это называть - Высший Разум, Будда, Яхве, Аллах, коллективное бессознательное, живая материя, искра жизни, законы природы, суть мироздания… Все это действительно одно и то же. Как известно, все живое на Земле есть единый организм. А связь между всеми живыми организмами, их движущая энергия и есть Бог. Он во мне, в вас, в животных, растениях, воздухе и пространстве. Соответственно, если Бог внутри, то нет посредника между ним и человеком (не об этом ли говорили большинство "пророков"?). Именно поэтому я могу согласиться с мнением, что локальное язычество куда ближе к природе человека, чем любая из более новых религий. И не удержалось оно потому, что на логическом и политическом уровне оно не могло объединить большие группы людей (потому что одни живут в снегу, а другие в пустыне), и религии тут более утилитарны. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинству из нас Масленица куда ближе и понятней, чем Пасха.

Верующий человек может не быть религиозным, а религиозный - не воцерквленным. И в этом нет ничего страшного. На дворе 21 век, и точно так же, как религии в свое время соответствовали историческому моменту, то спустя много веков они ему банально не отвечают. И если они не изменяются и не трансформируются, то в них нет никакого толка. А изменяться они не могут – потому что любые изменения приведут к нарушению хрупкого баланса, который строится на абсурде. Как только ислам освободит женщину, католицизм окончательно признает однополые браки, а православие введет богослужение на современном русском языке, все это само собой рассосется (ибо ужаснется поколение Фейсбука тому, о чем в молитвах поется). Религия была основой общества тогда, когда развития в ней было больше, чем торможения, а сегодня наоборот - каноническое восприятие жизни резко конфликтует с прогрессом, и с этим определенно надо что-то делать. Не так давно Ватикан официально запретил исповедоваться через iPhone, тем самым похоронив надежды молодого поколения на искупление своих смертных грехов.

Общение с Богом – это как выход в интернет. Ты можешь ходить в ЖЖ, ВКонтакте, Facebook или «Одноклассники», но суть процесса от этого не поменяется – разница лишь в интерфейсе и круге единомышленников. Не очень понятно, почему для того, чтобы обратиться к Богу (сиречь, выйти в интернет) надо посещать какое-то определенное культовое сооружение (т.е. пользоваться услугами определенного провайдера) или креститься на определенную сторону (т.е. держать мышку левой или правой рукой). А при развитии протоколов OpenID ты вообще можешь одновременно заходить в массу социальных сетей и интернет-сайтов и в легкую делать кросс-посты под одним логином.

Недостижимо идеальный вариант трансформирования религий – как раз введение такого HolyID, когда человеку абсолютно все равно, в какую церковь ходить и какое имя у местного Бога. Законы экспозиции одинаково действуют и на тех, кто использует Canon, и на людей с Nikon в руках. Так почему же законы мироздания должны по-разному применяться к людям, которые носят на груди крест, полумесяц или звезду Давида?

Поэтому пусть каждый делает то, что он делает. Одни – хранят традиции, другие – целуют мощи, третьи – разоблачают священников-педофилов, четвертые – ставят иконостасы на панели своих "Крузаков", пятые – восхищаются церковной архитектурой, шестые – знать не знают ни о каких мировых религиях у себя в джунглях Папуа-Новой Гвинеи. В конечном итоге, против исторического процесса не попрешь, и произойдет только то, что должно произойти.

Так что продолжаем верить в своих богов и жить праведно, но не забываем почаще включать свой мозг. И да будет нам всем великое счастье.


...и картинка чисто для привлечения внимания:



(с) Оригинал - Tom Gauld, Guardian. Творческий перевод by Skitalets.

URL
   

Murisya

главная